Губарев В.К., Койнаш В.В.

проблема цивилизации в творчестве В.И.Вернадского

 

Цивилизация - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией; степень и характер развития культуры определенных эпох и народов. В более узком смысле понятие цивилизация обозначает только материальную культуру.

Термин «цивилизация» появился в сочинениях западноевропейских авторов в эпоху Нового времени. Мы встречаемся с ним в «Опытах» Монтеня (конец XVI в.) и в «Рассуждении о методе» Декарта (XVII в.).

В энциклопедиях XVIII в. понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления (Гольбах), а экономисты (Адам Смит) связывали это понятие с понятием «богатство». У многих исследователей того времени цивилизация выступает неким идеалом, и трактуется она по-разному (например, у Вольтера она отождествляется с хорошими манерами и самоконтролем).

Различные теории цивилизации стали появляться в XIX в. (в работах Дж.-Б.Вико, И.Гердера, Ф.Гизо, Л.Моргана, Н.Я.Данилевского). В ХХ в. заметный вклад в разработку проблем цивилизационного развития человечества внесли О.Шпенглер [5], А.Тойнби [3], К.Ясперс [6] и, конечно же, В.И.Вернадский.

В отличие от своих предшественников и современников, В.И.Вернадский в работе «Научная мысль как планетное явление» рассматривает цивилизацию, прежде всего, как форму организации биосферы, которая на протяжении последних нескольких тысяч лет под влиянием роста научной мысли и организованного труда закономерно и неизбежно эволюционирует в новое состояние - ноосферу [1, 20].

Человек, выступая в качестве новой небывалой геологической силы, в ходе преобразующей деятельности произвел на Земле грандиозную революцию («планетарную революцию»). Овладение огнем позволило ему выйти из ряда других живых организмов, а в дальнейшем овладеть и другими источниками энергии. Тем самым он «резко изменил свое положение в живой природной среде и коренным образом изменил живую природу планеты» [1, 136]. Кардинальное значение для зарождения и становления ранних цивилизаций имело также открытие земледелия и скотоводства и связанный с ними переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мнению В.И.Вернадского, в земледелии и скотоводстве проявилась «направленная разумом культурная биогеохимическая энергия, создавшая для человека новые условия его местопребывания в биосфере» [1, 141].

Переход от охоты и собирательства к оседлому образу жизни, основанному прежде всего на земледелии, вызвал появление первых государств земледельческого характера и первых городов. Отмечая, что древние цивилизации были расположены в немногих местах (Междуречье, Египет, Северная Индия, Китай), В.И.Вернадский обращает особое внимание на их взаимосвязь и взаимодействие. Последнее обстоятельство дает ему основание утверждать, что уже с момента зарождения цивилизации стали проявляться - первоначально стихийно, неосознанно - единство человеческих обществ, их общение и их стремление к власти над окружающей природой. Как общее правило три фактических выражения будущих идей единства человека, резкого его отличия от всего живого и стремление овладеть природой «проникают и создают всю историю человечества» [1, 36].

Прослеживая ход развития древних цивилизаций, В.И.Вернадский обращает наше внимание на то, что примерно 2500 лет назад «произошло глубокое движение мысли в области религиозной, художественной и философской в разных культурных центрах: в Иране, в Китае, в арийской Индии, в эллинском Средиземноморье…, появились великие творцы религиозных систем - Зороастр, Пифагор, Конфуций, Будда, Лао - цзы, Махавира, которые охватили своим влиянием, живым до сих пор, миллионы людей» [1, 37]. Тем самым, идея единства всего человечества впервые вышла за пределы отдельных личностей и стала «двигателем жизни и быта народных масс или задачей государственных образований». В другом месте своей работы В.И.Вернадский подчеркивает, что именно этот религиозно-философский, научный и художественный «взлет» последних веков до новой эры положил начало основ «нашей цивилизации» [1, 144].

Интересно отметить, что взгляды В.И.Вернадского относительно возникновения «нашей» (т.е. современной) цивилизации вполне согласуются с ковариантной концепцией развития цивилизаций К.Ясперса [6]. Последний делил всемирную историю на четыре «среза»: 1) возникновение языков, изобретение орудий труда и начало использования огня; 2) возникновение высоких культур в Египте, Междуречьи, Индии и позже в Китае в V - III тыс. до н.э.; 3) духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII - II вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции (т.н. «осевое время»); 4) подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно-технической эры, которая духовно конституируется в XVII в., приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получает стремительное развитие в ХХ в. Третий «срез» - это «ось мирового времени»; именно тогда, по К.Ясперсу, возникает современный для нас человек, именно тогда происходит становление истории человечества (до «осевого времени» были лишь локальные истории), именно тогда история превратила человека в то, чем он по существу является [6, 73]. Как видим, во взглядах В.И.Вернадского и К.Ясперса на становление современной цивилизации много общего. Но при этом В.И.Вернадский особый упор делает на связь цивилизации с ноосферой, создающейся в результате переработки биосферы научной мыслью и организованным трудом.

«В течение последнего полутысячелетия, с XV в. и до ХХ в., непрерывно шло, все усиливаясь, развитие мощного влияния человека на окружающую природу и ее (им) понимания. В это время совершился охват единой культурой всей поверхности планеты…» [1, 144]. К какому же важному, актуальному выводу приходит В.И.Вернадский, имея в виду перспективы цивилизационного развития человечества? Человек, утверждает ученый, есть определенная функция и часть биосферы. «Взрыв» научной мысли в ХХ в. был подготовлен всем прошлым биосферы и уходит корнями в ее строение. Именно поэтому ноосфера, как цель и логическое продолжение развития биосферы, не может быть кратковременным и преходящим геологическим явлением. Современная цивилизация - форма организации ноосферы; следовательно, она не может прерваться и уничтожиться; она, образуя ноосферу, всеми корнями связана с ней [1, 40].

Столь оптимистичный вывод В.И.Вернадского, сделанный в 1938 году, был направлен прежде всего против тех обывателей, политиков и ученых, которые под влиянием окружающих ужасов жизни (войн, распространения фашизма и т.д.) заговорили о скором крушении цивилизации и самоистреблении человечества.

«Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, - подчеркивает В.И.Вернадский, - не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого оно является»[1, 21].

Ближайшую задачу цивилизационного развития человечества В.И.Вернадский усматривал в плановой, единообразной деятельности людей для овладения природой и правильного распределения общественных богатств. Решение этой глобальной проблемы он связывал «с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы»[1, 144], а также с «проникновением научного знания во все человечество»[1, 44].

 

Литература

1.     Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991.

2.     Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991.

3.     Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.

4.     Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990.-№ 3.

5.     Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М.: Мысль, 1993.

6.     Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.