Федорова Л.А.

В.И.ВЕРНАДСКИЙ КАК ИСТОРИК НАУКИ

 

История науки занимала особое место в творчестве В.И.Вернадского. Она была в его глазах такой же профессией, как работа  в любой другой области знаний и стала для него таким же профессиональным занятием, как его исследования по геологии,  минералогии и геохимии.

С начала 90-х  годов ХІХ века и до самой смерти В.И.Вернадский не оставлял работу по истории науки. Сохранившиеся в архивах материалы В.И. Вернадского по истории науки насчитывают несколько тысяч листов. Среди них, помимо подготовительных набросков, выписок, планов, рукописи монографий «Очерки по истории естествознания в России в  ХVІІІ столетии», «Академия наук в первое столетие своей истории» и другие работы.

Научное наследие В.И.Вернадского содержит огромное богатство идей, мыслей, наблюдений как о самом развитии науки и техники и их роли в обществе, так и относительно методологии истории науки и техники как отраслей знания. Его труды в области истории науки по широте, глубине и смелости постановки вопросов во многом опережали свое время.

Уже в начале своей деятельности, т.е. в конце ХІХ в., В.И.Вернадский пришел к мысли, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией, и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения.

Он смотрел на историю естествознания как на неотъемлемый элемент общей истории человечества, истории культуры. Раскрывая прошлое, история науки помогает ученому лучше понять настоящее, охватить своим взглядом все многогранное поле науки,  осознать роль и назначение науки в истории человечества, ее связи с другими сферами человеческой деятельности.

Реализации этих целей академик Вернадский посвятил свой труд «Очерки по истории современного научного мировоззрения» (1902-1903). Широта замысла и невероятно обширный охват конкретного исторического материала сочетались в ней со скрупулезным анализом фактов, неожиданными и глубокими обобщениями.  Здесь в деталях рассматривается история открытия книгопечатания, история исследований формы и размеров Земли, история великих географических открытий, астрономии и математики, значение достижений во всех этих областях для развития науки, победы и распространения научного мировоззрения. Рассмотрены  также роль народных масс и производственной практики в прогрессе научного знания, взаимодействия науки и философии, науки и техники и другие проблемы.

В.И.Вернадский неустанно повторял, что история науки   является «одной из форм выяснения научной истины». В особенности ее значение и роль возрастают в периоды крутой ломки научных представлений научных  революций.

«История науки, - писал В.И.Вернадский, - всегда приводит к введению в человеческое сознание нового. Но в моменты перелома научного сознания человечества так, и только так, открываемое новое может являться огромной духовной ценностью в жизни человека. Этот злободневный интерес истории науки помимо ее значения, как искания истины, мы не можем и не должны забывать» [1].

Вопрос о возникновении науки чрезвычайно сложен. Наука начала складываться в самостоятельную область, по мнению Вернадского, приблизительно 5-6 тыс. лет тому назад. Формирование науки В.И.Вернадский рассматривал как глобальный процесс. Он осуществлялся «не только в Европе, но и в индийском и китайском конгломератах человечества, на американском и африканском континентах». В.И.Вернадский полагал, что зарождение научных представлений шло независимо в Средиземноморье, Месопотамии, Индии,  Китае,  Южной и Центральной Америке. Как ни мало материалов о развитии науки в XV-XVI вв., было в его распоряжении во время работы над «Очерками», он смог извлечь из них фундаментальный вывод, принципиальное значение которого не поколебало все следующее развитие историко-научных исследований – «общество пересоздавалось бессознательным образом раньше, чем создавалось научное движение» [3].

В.И.Вернадский глубоко и ярко показал, что возникновение в  XVII веке так называемого современного естествознания было глубочайшей научной революцией, оказавшей огромное влияние на историю человечества.

Понимание Вернадским характера и важнейших черт научных революций особенно ярко отразилось в его статье «Мысли о современном значении истории знаний». Научная революция, по Вернадскому, это – коренное преобразование представлений о строении мира и положении в нем человека, великий поворот в мышлении, периоды «перелома» в развитии науки. Научные революции – естественный, закономерный процесс в ходе развития науки. Периоды спокойного развития сменяются «взрывной волной научного творчества», когда открываются нетронутые раньше поля исследований. Научная революция - не мгновенный переворот, а процесс. Новое не сразу и совсем не простыми путями входит в науку.

Согласно В.И.Вернадскому, существуют четыре особенности научной революции:

Научная работа научных революций имеет яркий созидательный, а не разрушительный характер.

Старые знания, сохраняясь в науке, преобразуются, согласно новым представлениям, и получают новое объяснение, новую интерпретацию.

Одновременное появление на протяжении одного-трех поколений не одной, а сразу нескольких, целой плеяды богато одаренных личностей, которые поднимают данную область знаний на огромную высоту, и затем долгое время не имеют себе равной замены.

Необходимость социальных и политических условий, позволяющих проявляться творческому потенциалу.

Много важных мыслей высказал В.И.Вернадский по вопросам методологии историко-научных исследований. Первый вывод заключается в том, что «история научной мысли… никогда не может дать законченную неизменную картину, реально передающую действительный ход событий» и должна каждым новым поколением изучаться заново. Второй вывод В.И.Вернадского имеет еще большее методологическое значение. «Историк…, - писал он, - сам создает, если можно так выразиться, материал своего исследования, оставаясь, однако, все время в рамках точного научного наблюдения. Поэтому в истории науки постоянно приходится возвращаться к старым сюжетам, пересматривать историю вопроса, вновь ее строить и переделывать» [2]. Больше всего ценил В.И.Вернадский  исследования, в которых ставилась задача выяснения «законов развития мысли человечества», пути и закономерности научного познания, раскрытия его эволюции. В.И.Вернадский видел, по крайней мере, три главных направления, ведущих к решению этой задачи и руководствовался ими в своих исследованиях.

Первое – сравнительно генетическое изучение научных мировоззрений различных эпох. "Из такого сравнительного изучения, - писал он, - можно… вывести закономерность исторического процесса смены и переработки одного мировоззрения в другое» [4].

Второе – изучение структуры науки различных эпох. «Законы развития мысли человечества, - писал он, - могут быть поняты только тогда, когда мы примем во внимание не одну главную господствующую струю мысли данного периода, нередко шедшую по ложному пути, - но лишь тогда, когда мы охватим в наше исследование все  боковые течения, некоторые из которых шли далеко впереди и вели человеческую мысль по верному пути к намеченной цели» [5].

Третье – изучение взаимодействия науки с другими формами общественного сознания – философией, религией, искусством, общей культурой, а также с материальной практикой и социальными условиями данной эпохи.

В.И.Вернадский имел мужество последовательно и твердо развивать свои взгляды независимо от того, что ему это сулило. Его жизнь не была триумфальным шествием. Он испытал немало несправедливых нападок, вплоть до обвинений в «идеализме». Но он сумел стойко их перенести и работать – работать, не поступаясь тем, в чем он был убежден. И в то же время он всегда был открыт всему новому, мог воспринимать его со всей искренностью и глубиной  и уточнять свои взгляды. Природа наделила его талантом исключительной интеллектуальной силы и разносторонности. Он был человеком, непреклонно преданным науке и Родине.

 

Литература

1.     Вернадський В.I. Вибранi працi . – К., 1969.- С. 83-85.

2.     Вернадский В.И. Избранные сочинения в 6-ти томах. Т.5. – М., 1960. – С. 391-392.

3.     Мочалов И.И.   В.И.Вернадский – Человек и мыслитель.- М., 1970. – С. 69.

4.     Депенчук Л.П. Историко-научное наследие В.И.Вернадского и современность // Очерки истории естествознания и техники. – 1988. – Вып. 35. – С. 8-9.

5.     Вернадский В.И. Избранные сочинения в 6-ти томах. Т.4, кн.2. – М., 1960. – С. 218.