Емельянова А.В.

Философский плюрализм как основа философского образования

 

За последние годы в результате коренных преобразований в социально-экономической, политической, духовной сферах нашей общественной жизни, изменились приоритеты в сфере образования и, в частности, в преподавании философии. Диалектико-материалистический и коммунистический монизм сменился философским и идеологическим плюрализмом. Становится аксиомой, что изучение философии не должно быть направлено на унификацию личности, подгонку всех под единый стандарт. Важнейшей целью в  изучении философии является усвоение определенного объема философских знаний и формирования умения применять их, формирования определенного уровня философской культуры, помогающей противостоять псевдоучениям новоявленных «пророков» и «спасителей».

История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это, прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. Как говорил М.Шелер, философское знание, это не столько знание ради достижения и господства, сколько знание ради спасения. Возникновение и существование философии связано с определенными потребностями человеческого духа и культуры. Одной из таких потребностей есть то, что каждый человек должен рационально упорядочить свою личность для того, чтобы успешно осуществлять избранный вид деятельности. Итак, цель философии остается всегда одной и той же – помочь человеку понять самого себя и тем самым жить при свете, а не безумствовать в темноте.

Мировая философия является плюралистической, существующей и развивающейся как свод чрезвычайно большого числа течений, направлений, концепций, школ, позиций, точек зрения. Обычно это объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Объективные – сложность, многообразие, бесконечная изменчивость бытия мира и человека в этом мире. Субъективные – конкретно-исторический характер субъекта познания, его социально-культурный контекст, его ценности, нормы, приоритеты, концептуальные схемы, индивидуальная неповторимость. В конечном счете, философия существует лишь в качестве конкретного мышления индивидуальных мыслящих людей – философов, которые живут в определенных временно-пространственных точках, т.е. в совершенно конкретной ситуации, со своими историческими, политическими и экономическими детерминантами.

Весь историко-философский процесс осуществлялся и осуществляется как непрекращающаяся полемика философов друг с другом. Проходящая в различных формах – то как прямо противоположные позиции: идеализм-материализм, эмпиризм-рационализм, рационализм-иррационализм, детерминизм-индетерминизм, догматизм-релятивизм и т.д., то, как сходящиеся в главном, но расходящиеся в существенных деталях. Скажем, объективный субъективный идеализм, различные формы материализма, или же в рамках того и другого идеализма. Например, в субъективном идеализме различаются позиции Д.Беркли, И.Канта, Фихте, Р.Авенариуса и т.д. Так же как и в объективном идеализме весьма отличаются взгляды Платона, Аристотеля, неоплатоников, Фомы Аквинского, Гегеля и т.д.

Современная мировая философия тоже представляет собой полифонический дискурс. Множество голосов, множество разговоров и дискуссий, множество позиций и подходов, школ и течений. Отсутствует общее согласие о том, кто важен в философии, а кто нет, что такое философия, а что нет, какая тема актуальна, а какая нет. Современная философия включает в себя все это многообразие и все эти несогласия. Полифонный философский дискурс осуществляет и осознает само множество философских позиций, исключает любую претензию на истину в последней инстанции, но потому и признает претензию на истину любой философской позиции.

Философия по своей сути была и есть способом бытия свободной мысли, пытающейся различными путями, методами проникнуть в тайну бытия мира, неисчерпаемого в своей сущности и проявлениях, поэтому и свободная философская мысль никогда не успокаивается ни в каком своем результате.  «В силу свободной мысли, - писал В.И.Вернадский, - я верю как единственно реальную силу, более мощную, чем мы думаем в наших политических расчетах».

Представляется очевидным, что именно многовариантное философское видение мира, плюрализм есть исходный принципом преподавания философии. Но реализация этого принципа в учебном процессе как вузовского, так и поствузовского гуманитарного образования молодых ученых, аспирантов и соискателей является чрезвычайно сложным делом. В первую очередь встает вопрос – можно ли излагать историко-философские и современные философские теории с точки зрения объективистского, беспристрастного подхода? Можно ли полностью вычленить из этого процесса оценочный момент? Думается, что нет, так как установка на простую информацию о различных учениях и течениях может оказаться чем-то вроде эклектизма. Возникает вопрос и о том, можно ли оценивать философское решение тех или иных проблем с точки зрения истины и заблуждения и при этом необходимо решить проблему оснований, из которых исходит преподаватель в своих оценках – насколько они необходимы, достаточны и объективны. Ведь известна позиция западных философов о том, что нет такой «архимедовой точки», с которой  можно было бы наблюдать всю панораму философской культуры и обсуждать качество всех построений, которые находятся в ней.

Тем не менее, каждый преподаватель реализует принцип плюрализма, в философском образовании исходя из своих «архимедовых точек» мировоззренческого, методологического, идеологического характера, где его подстерегают опасности, с одной стороны, нигилизма и релятивизма, а с другой, авторитаризма и догматизма. Можно сказать, что на данном этапе главной опасностью для нас есть нигилизм и релятивизм. Подтверждением этого является отказ от принципа противоположных философских направлений (материализм-идеализм). Что наблюдается в настоящее время в учебной литературе по философии. Это, в свою очередь, есть следствие забвения, а то и предания анафеме марксизма.

Если раньше мы были весьма не толерантными к идеалистическим школам и направлениям, особенно конца XIX - начале XX ст.ст., то теперь происходит поворот на 180о и преподавателям философии навязывается  противоположная позиция, а именно, отсутствие толерантности к материализму, материалистической диалектике, к марксистской философии. Это проявляется в первую очередь в том, что объем материала по марксистской философии сужается до минимума, кроме того, изложение марксистской философии вульгаризуется, представляется как, по меньшей мере, примитивный экономический материализм и полнейшая утопия. Совершенно игнорируется исторический контекст развития марксистской философии.

Таким образом, изложение курса философии в учебном процессе должно основываться на принципе плюрализма включающего в себя и толерантность как бы не изменялись у преподавателей их идейные установки, приоритеты и ценности. К тому же, надо помнить слова Ф.Шиллера о том, что горе ожидает людей, у которых убеждения колеблются и изменяются в зависимости от изменения биения пульса. Подчинение конъюнктуре, моде и феномен эпигонства, близки друг к другу.

Сегодня в толерантном отношении нуждается материалистическая и особенно марксистская философия. Нельзя допустить, чтобы у студентов сформировалось упрощенное, насмешливое агрессивное отношение к творчеству основателей этой философии,  ибо эти лучшие умы человечества жили и творили во имя человеческого счастья. Да, они заблуждались и не могли владеть абсолютной истиной как любой земной человек, но даже их заблуждения тоже имеют эвристический характер и освещают человечеству тернистый путь движения вперед.

Все большее число философов начинают осмысливать и высказывать идею мировоззренческой революции, встающей на повестку дня. Предполагается, что основные исторически сложившиеся философские концепции, как одинаково истинные, смогут составить единое мировоззрение землян на принципах взаимодополнительности, а не взаимоисключения. Как мечтал еще свыше 150 лет назад Людвиг Фейербах, философия станет общечеловеческим делом.